Что носит или имеет названия чего

Закрыть ... [X]

©2015 megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов. Обратная связь...

12

Методические рекомендации

Для практических занятий

Речевая тема: Кровь и кровеносные сосуды.

Грамматическая тема:Коммуникативная задача текста. Смысло-речевые ситуации. Определение предмета (дефиниция) – что есть что; что – это что; что называется чем. Введение термина – что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего.

 

Курс:1

Дисциплина:Русский язык

Составитель:

д.п.н. профессор Жанпейс У.А.

 

 

2015.

Речевая тема: Кровь и кровеносные сосуды.

Грамматическая тема:Коммуникативная задача текста. Смысло-речевые ситуации. Определение предмета (дефиниция) – что есть что; что – это что; что называется чем. Введение термина – что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего.

II. Цель: дать общее представление о коммуникативной задаче и смысло-речевых ситуациях в подъязыке медицины.

III. Задачи:

Практические навыки : выработать навыки адекватно воспринимать, воспроизводить и интерпретировать научные текста в сфере медицины, определять его коммуникативную задачу, смысло-речевые ситуации.

Основные вопросы темы:

1. Коммуникативная задача текста медицинского профиля.

2.Смысло-речевые ситуации медицинского текста.

3.Определение предмета.

4. Введение термина.

V. Методы обучения и преподавания.

⃰ Репродуктивный: объяснение теоретического материала, языковой анализ различных жанров научного стиля, выполнение речевых и коммуникативных упражнений.

Наглядный: работа с таблицами.

Активный: лингвистическая игра; конструирование синквейна с опорными терминами и ключевыми словами речевой темы.

VI.Задания по теме:

Задание 1.Ознакомьтесь с теоретическими сведениями. Запишите наиболее важные положения. Cоставьте кластер, используя полученную информацию.

Коммуникативная задача научного текста – задача общения, которую ставит автор – объективная передача научной информации в логической последовательности.

Выделяют различные коммуникативные задачи научного текста:

·в тексте рассматривается, из каких частей состоит предмет, то его коммуникативная задача – показать строение предмета;

· в тексте представлена характеристика предмета, то коммуникативная задача текста – характеристика предмета;

·в тексте описывается внешнее очертание, наружный вид предмета, то коммуникативная задача текста – описать форму текста;

· в тексте говорится о том, какую роль выполняет предмет, для чего он служит, то коммуникативная задача текста – рассказать о функции предмета;

·в тексте дается распределение предметов по классам, видам, разрядам, типам, группам и т.д., рассказывается об их особенностях, то коммуникативная задача текста – классификация предметов.

Коммуникативная задача текста соотносится с определенными моделями текстов, представляющими реальные ситуации общения, а также языковые средства, соотнесенные с выражаемыми ими «смыслами» и ситуациями.

 

Задание 2.Ознакомьтесь с таблицей, в которой даны типы коммуникативных ситуаций, характерные для научной сферы общения, и закрепленные за ними наиболее типичные, распространенные языковые средства.

№ Смысло-речевая ситуация (функция) Языковые средства (форма) 1. Определение предмета (дефиниция) Что есть что: Физиологи - наука о процессах, происходящих в живых организмах. Что – это что: Анатомия человека – это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Что называется чем: Сердечная деятельность называется основой кровообращения. 2. Введение термина Что носит название чего:Сосуд, носит отводящий кровь от сердца, носит название артерии. Что получило название чего:Сосуд, доставляющий кровь к сердцу, получил название вена. Что имеет название чего:Крошечные сосуды, соединяющие капилляры с венами, имеют название венулы.

 

Задание 3.Прочитайте текст. Определите его тему. Используя таблицу, определите смысло-речевые ситуации научного текста, укажите их функции. Выпишите конструкции « что – есть что», «что – это что», «что называется чем», «что носит название чего».

 

Кровь — это жидкость, находящаяся в кровеносной системе организма, охватывающей все органы человека. Кровь человека всегда красная, но насыщенность цвета может варьироваться в зависимости от уровня гемоглобина. Функция крови - обеспечение органов кислородом и питательными веществами, а также отвод из органов и тканей продуктов жизнедеятельности. Кровь состоит из жидкой части и форменных элементов. Жидкая часть называется плазма. Форменные элементы носят названия эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.

Кровь — это быстро восстанавливающаяся ткань. Она обновляется за счет разложения старых клеток и создания новых. Этим занимается костный мозг. В организме взрослого человека находится в среднем 5 литров крови.

Задание 4.Ознакомьтесь с дефинициями медицинских терминов. Выпишите изученные конструкции и укажите функции смысло-речевые ситуаций. Дайте устно развернутую характеристику каждому термину.

Состав крови

 

Плазма - это жидкость, в которой находятся клетки крови и тромбоциты. Плазма на 92 % состоит из воды, а также содержит сложную смесь белкой, витаминов и гормонов. Эритроциты – красные кровяные клетки. Они составляют более 99 % клеток крови. Кровь имеет красный цвет благодаря присутствующему в эритроцитах белку. Он называется гемоглобин. Именно гемоглобин связывает кислород и разносит его по всему организму. При соединении с кислородом образуется ярко-красное вещество. Это вещество получило название оксигемоглобин. После высвобождения кислорода возникает более темное вещество. Оно имеет название дезоксигемоглобин. Содержание эритроцитов в крови обозначают их числом в одном кубическом миллиметре. У здоровых людей в одном кубическом миллиметре содержится от 4.2 до 6.2 млн. эритроцитов.

Лейкоциты или белые кровяные клетки - это пехота, защищающая организм от инфекции. Эти клетки защищают организм путем фагоцитоза (поедания) бактерий или же посредством выработки особых веществ, которые разрушают возбудителей инфекций. Лейкоциты действуют в основном вне кровеносной системы, но в участки инфекции они попадают именно с кровью. Содержание лейкоцитов в крови тоже обозначают их числом в одном кубическом миллиметре. У здоровых людей в одном кубическом миллиметре крови находится 5 - 10 тысяч лейкоцитов. Врачи следят за количеством лейкоцитов, поскольку любое его изменение зачастую является признаком болезни или инфекции.

Тромбоциты - это кровяные пластинки, которые меньше половины эритроцита. Тромбоциты помогают "ремонтировать" кровеносные сосуды, прикрепляясь к поврежденным стенкам, а также участвуют в свертывании крови, которое предотвращает кровотечение и выход крови из кровеносного сосуда.

Задание 5.Выпишите из текста «Состав крови» словосочетания с числительными, записав числительные словами.

Задание 6.Прочитайте текст. Какую информацию он содержит? Для кого предназначен текст: для профессионалов, массового читателя или для учебных целей? Обоснуйте свой ответ. Объясните структуру текста: найдите вступление, основную часть и заключение. Выпишите из текста дефиниции.

12


Источник: http://megapredmet.ru/1-59597.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Как назвать фирму, чтобы она процветала Оригинальное название компании Посмотреть сюзанна моден


Что носит или имеет названия чего Что носит или имеет названия чего Что носит или имеет названия чего Что носит или имеет названия чего Что носит или имеет названия чего Что носит или имеет названия чего Что носит или имеет названия чего Что носит или имеет названия чего


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ