Что такое предметная среда в дизайне


с. 1


На правах рукописи
ХАЛИУЛЛИНА Ольга Равильевна
ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР В ДИЗАЙНЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ

17.00.06 – Техническая эстетика и дизайн (искусствоведение)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

Москва 2011

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики»

Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»


Научный руководитель:
Сидоренко Владимир Филиппович

доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой графического дизайна Московского государственного текстильного университета им. А.Н. Косыгина


Научный консультант:
Чепурова Ольга Борисовна

кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой дизайна Оренбургского государственного университета


Официальные оппоненты:
Павловская Елена Эммануиловна

доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой графического дизайна Уральской государственной архитектурно- художественной академии


Желондиевская Лариса Владиславовна
кандидат педагогических наук, профессор Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова
Ведущая организация:
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
Защита состоится «22» декабря 2011 г. в «11» часов на заседании диссертационного совета Д. 217.003.01 при Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики по адресу: 129223, Москва, ВНИИТЭ (ВВЦ, корп. 312).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИТЭ.
Автореферат разослан «22» ноября 2011 г.
Ученый секретарь диссертационного совета –

доктор психологических наук, профессор         Л.Д. Чайнова


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Теоретики и практики итальянского дизайна (Э Соттсасс, А. Бранци, Э. Манцини) в 60-е – 70-е гг. ХХ в., подводя итоги эпохи героического функционализма первыми заговорили о том, что создаваемая дизайнерами функциональная предметная среда и ее понимание не адекватны новым социокультурным реалиям, в частности тем, которые в философии, психологии и социологии уже давно интерпретируются в терминах гендерного подхода, что проект функционализма недооценил идею женственности.

Любая эпоха перемен всегда сопровождается трансформацией ценностных ориентиров. При этом почти обязательно меняются взгляды на взаимоотношения полов, обостряется «вечная» проблема поиска нового понимания (или обретения утраченного) социокультурной роли мужчины и женщины. В ХХ веке, когда поведение и деятельность людей менялись в связи с бурно протекающими социальными процессами, физиологическое понятие «пол» оказалось не в состоянии включить в себя все актуальные оттенки смыслов «мужского/женского». Соответственно в научный оборот было введено новое понятие «гендер» – социокультурная надстройка над физиологической реальностью. На протяжении ХХ-ХХI вв. гендерным исследованиям уделяется все более пристальное внимание в культурологии, социологии, психологии, а также в искусстве.

В наше время проблема создания предметной среды гендерного содержания актуализируется, осмысливается и интерпретируется такими мастерами дизайна, как Ф. Старк, К. Рашид. Однако приходится констатировать недостаточную изученность данной проблемы в дизайне, в отличие от гуманитарных наук, где ее рассмотрению уделяется внимание на протяжении полутора веков.

Предметная среда человека «не столько физический и природный мир, сколько социальный, одухотворенный и идеологический» (О.И. Генисаретский, Г.П. Щедровицкий). Соответственно, современный дизайн, как сложное динамическое явление действительности, проектно моделирует изменения социальных потребностей общества и таким образом участвует в развитии гендерных отношений. Предметная среда концептуально осмысленного гендерного содержания, способствуя установлению роли мужчины и женщины в современном обществе, выводит дизайнера на новый уровень понимания задач современной проектной культуры.

Отсутствие систематических исследований по названной теме при очевидной значимости самой проблемы в теории дизайна определило актуальность настоящей работы.
Состояние изученности вопроса. Вопрос о поло-гендерных отношениях до 1990-х годов не являлся предметом научного дискурса в дизайне, хотя в разное время рассматривался в гуманитарных науках.

В области отечественной психологии первые научно-исследовательские труды, в которых рассматривались социальные задачи пола, появляются в 1970-1980-е гг. Вопрос о гендерных различиях начинает подробно освещаться с 1990 гг. В.С. Агеевым, Т.В. Бендас, Е.П. Ильиным, В.Е. Каганом, И.С. Клециной, Л.Н. Ожиговой.

В европейской социологии проблема гендера приобретает актуальность в 60-70 гг. XIX в. в связи с ее отношением к «женскому вопросу», в частности к вопросу об эмансипации, или об освобождении женщин от «буржуазных предрассудков». В рамках данного направления впоследствии строится вся гендерная социология, проблемы которой в современной России проанализированы в трудах И.Л. Аристарховой, Е.А. Здравомысловой, А.А. Темкиной, С.А. Ушакина.

Под философско-культурологическим углом зрения рассматривается гендерная проблематика в важных для нашего исследования трудах Н.И. Андреевой, О.А. Ворониной, Н.А. Хорошильцевой и др.

В контексте нашего исследования представляют значимость труды теоретиков дизайна О.И. Генисаретского, Г.Г. Курьеровой, В.Ф. Сидоренко, а также работы культурологического характера Ж. Бодрийара, Л.Н. Гумилева, Ю.М. Лотмана, Х. Ортега-и-Гассета, В.В. Топорова, Й. Хейзинги. Значимы для нас результаты рассмотрения вопроса гендера в области рекламы в искусствоведческих работах А. Левинсона, Е.Э. Павловской, О. Туркиной. Гендерная проблематика частично рассматривалась в работах зарубежных и российских исследователей архитектуры и дизайна. Так, доктор искусствоведения М.Э. Гизе выявляет особые «мужское» и «женское» направления в изделиях протодизайна. Проблемы «гендер» касаются в своих трудах В.Л. Глазычев, А.Г. Раппапорт (применительно к решению общих вопросов культуры), Н.В. Воронов (народное искусство) и В.З. Паперный (при рассмотрении вопросов формирования жилого пространства мужчины и женщины) и др.

Поскольку в теории и методологии дизайна гендерные исследования отсутствуют, появилась необходимость в связи с образным подходом в дизайне выделить проблему изучения гендерного фактора в процессе создания дизайн-объекта предметной среды.


Цель исследования – ввести понятие гендера в теорию дизайна, проблематизировать и систематизировать круг научных представлений, знаний, категорий и средств, определяющих методологию гендерного подхода в проектировании предметной среды.
Объект исследования – дизайн-проектирование предметной среды.
Предмет исследования – гендерный фактор в дизайне предметной среды.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

1) выявить сущность понятий «гендер», «гендерный подход» применительно к сфере дизайна и исследовать роль и влияние гендерного фактора на процесс формообразования и изменения предметного мира;

2) исследовать гендерные ценности и знаково-семантические ориентиры предметной среды;


3) выявить и классифицировать проектные технологии дизайна, включающие средства и методы, а также модели, выявляющие степень проявления гендерного фактора в предметной среде.
Методы исследования. Для решения поставленных задач применялись взаимообусловленные методы: теоретические (теоретико-методологический, историко-искусствоведческий, понятийно-терминологический анализ, обобщение, систематизация, моделирование), эмпирические (наблюдение); изучение проектного опыта.
Материал исследования. Теоретико-методологическую основу диссертации составили: исследования гендера в смежных областях науки (историко-культурные исследования, философия, социология, психология); искусствоведческий анализ проектов и объектов дизайна предметной среды, обладающих гендерной выразительностью; концептуальные тексты теоретиков дизайна. В качестве основополагающих методологических ориентиров исследования были приняты: культурологический подход, позволивший рассмотреть проектную деятельность как часть общечеловеческой культуры (О.И. Генисаретский, В.Л. Глазычев, А.Г. Раппапорт, В.Ф. Сидоренко, Г.П. Щедровицкий); системный метод, позволивший анализировать дизайн-объект во взаимосвязи с другими объектами в виде составной части единого целого.
Научная новизна исследования. Для отечественной теории дизайна сама постановка вопроса является новой. В зарубежной теории дизайна присутствуют отдельные высказывания на тему гендера, но специальных исследований, посвященных данной теме, не выявлено. Модернизм мало интересовался теорией гендера, а постмодернизм открыл эту тему в проектах дизайнеров, но не создал теорию гендерного подхода в дизайне. В этом смысле диссертация является первым систематическим научным исследованием проблемы гендерного подхода в дизайне предметной среды. Научная новизна исследования состоит в том, что:

  • выявлена закономерность генезиса гендерных ролей в процессе социокультурного развития;

  • определена сущность понятий «гендер», «гендерный подход» применительно к сфере дизайна;

  • выявлены и теоретически обоснованы специфические характеристики проектных технологий дизайна предметной среды, основанных на использовании средств гендерного подхода;

  • выявлены и охарактеризованы средства и методы дизайн-проектирования объектов предметной среды с позиции гендерного подхода;

  • разработана классификация гендерных ценностей и знаково-семантических ориентиров предметной среды, способствующая гендерной выразительности.

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении имеющихся научных представлений о теории и практике влияния гендерного фактора в дизайн-проектировании предметов среды; в конкретизации знания о содержании дифиниций «гендер» и «гендерный подход»; реализация гендерного подхода в исследовании позволяет расширить представления теории дизайна о способах дизайн-проектирования предметной среды в контексте проблемы исследования.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в следующем:

-выявлены плоскости соприкосновения и формы взаимодействия автономных культурных кодов мужское/женское в дизайне;

-описаны способы выражения гендерного фактора в объектах предметной среды;

-выявлены принципы и методы проектирования предметной среды с учетом гендерного фактора, которые могут быть использованы в дизайне архитектурной среды, в создании изделий текстильной и легкой промышленности, в организации выставочной среды, а также в сфере образования.

-совершенствованы существующие проектные методы художественного конструирования объектов предметной среды посредством гендерного подхода.

Данная работа может представлять интерес для дизайнеров, искусствоведов, студентов и аспирантов художественно-промышленного профиля.


В связи с этим в настоящем исследовании можно обозначить следующие положения, выносимые на защиту:

  1. Гендер в дизайне имеет культурно-символический смысл, и метафорически связан с художественно-образными аспектами проектирования, особенно актуальными в современной проектной культуре.

  2. Сущность гендерного подхода в дизайне состоит в методологической ориентации субъекта проектирования на социокультурную надстройку потребителя в процессе формирования предметной среды.

  3. Гендерная асимметрия – системообразующий (парадигмальный) принцип формирования традиционалистской культуры и, соответственно, художественного образа предметной среды как ее органической составляющей.

  4. Реализация гендерного подхода в дизайн-проектировании обеспечивает формирование гибкой предметной среды, которая возрождает в культурной памяти человека и общества (включая дизайнера, потребителя, производителя и социальные институты) образ пошатнувшейся формы «семейного уклада», чтобы проектировать вещи, которые смягчают конфликт между «мужским» и «женским» восприятием окружающего мира.

  5. Эффективность реализации принципов и методов дизайн-проектирования с учетом контекстной типологии гендерного фактора обеспечивается взаимосвязью гендерной асимметрии со средствами художественно-образной выразительности (линия, форма, цвет, метафора).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет». Ход и результаты исследования обсуждались на конференциях различного уровня: Международных (Екатеринбург, 2005; Пенза, 2008), Всероссийских (Оренбург, 2006, 2008, 2009; Москва, 2011), а также отражены в журналах «Вестник МГУКИ» (Москва, 2011), «МГХПУ им. С.Г. Строганова» (Москва, 2009), Межвузовских сборниках научных трудов (Магнитогорск, 2007, 2008; Москва, 2008; Оренбург, 2010). Результаты исследования заслушивались на научно-теоретическом семинаре в рамках IX Московского Международного салона инноваций и инвестиций 26 – 29 августа 2009 г. (Москва, ВВЦ) в виде концептуального доклада «Гендер как содержание художественного образа объектов дизайна». Для эффективного проведения лекционных и практических занятий по дисциплине «Основы проектирования оборудования архитектурной среды» в Оренбургском государственном университете (специальность «Дизайн архитектурной среды») автором были разработаны и апробированы рекомендации по дизайну объектов гендерного содержания.
Структура диссертации соответствует логике научного исследования и содержит введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения, содержащего иллюстративные материалы по проблеме исследования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования; определены цель, объект, предмет и границы исследования; сформулированы задачи; конкретизированы методы исследования; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; представлены положения, выносимые на защиту; приведены сведения об апробации полученных результатов исследования.

В первой главе «Философско-мировоззренческие предпосылки гендерного подхода в проектной культуре» гендер рассмотрен как социальный конструкт, имеющий проектные традиции, и одна из парадигм современной проектной культуры.

Исследуется явление гендерной асимметрии (традиционное понимание роли полов), его отражение в художественных образах материального компонента культуры (метафора предметной среды).

Сопоставляя два понятия: «пол» (анатомические и физиологические различия между мужчинами и женщинами) и «гендер» (социокультурный фактор или надстройка над полом), автор проводит аналогию: «пол-гендер» и «природная среда – предметная среда». Если «природная среда» является данностью, то «предметная среда» – явление социокультурного порядка. Гендер, как и в целом предметная среда, является своего рода культурной надстройкой над изначально данным (пол, природная среда) или изначально необходимым (одежда). Культура «наслаивается» на природу, и речь уже идет о том, какие функции в культуре символизируют мужское и женское начала.

Из существующих культурных парадигм приоритетной для нас является традиционная, предполагающая существование оппозиций: «порядок – хаос», «культура – природа», «рационализм – иррационализм», «индивидуальное – коллективное», «законченное – становящееся», «аполлоническое – дионисейское» (Ф. Ницше), «графичность – живописность» (Г. Вёльфлин), Канон – Проект (В.Ф. Сидоренко). Контрастные сопоставления в теории художественного формообразования тоже использовались многими известными авторами (Р. Арнхейм, А.В. Иконников, А.Н. Лаврентьев, Г.Б. Минервин, А.Г. Устинов, В.Т. Шимко).

В культурологии маскулинный характер человека (разумный) и феминный (иррациональный) объясняются как данность, осознанная в глубокой древности, а бинарные оппозиции, контрасты мыслятся как устойчивые стереотипы понимания женской и мужской природы, отражающие состояние культуры общества на протяжении всей истории. В ХХ веке подверглись переосмыслению и получили новую трактовку проблемы равенства, гуманизма, социальной стратификации, эмансипации и др.; актуализировались философские идеи толерантности, целесообразности и др.; открылись ранее «закрытые» темы, связанные с культом телесности, сексуальности. П.И. Родькин отмечает, что «предметы, формы, материалы, которые раньше говорили на своем собственном языке… начинают мыслиться на рациональном эсперанто дизайна», …дизайну подчиняется тело, человеческие, социальные отношения, потребности, стремления и т.д.».1

В свою очередь, Г.Г. Курьерова предлагает теорию «сильной» – «слабой» проектности, применение которой позволяет обрисовать современную проектную культуру с учетом гендерного фактора. Полюс «сильной» (мужской – авт.) проектности воплощает активное, конструктивно-преобразовательное монологичное отношение к миру. Полюс «слабой» (женской – авт.) проектности означает диалогическое (средовое) отношение к миру, в отличие от полюса сильного мышления, оперирующего готовыми образами.

Новое представление о предметной среде складывается под влиянием двух концепций – геометрической и органической, которые, в свою очередь, реализуют мужское и женское начала. Геометрическая концепция – это воплощение идеи искусственной среды (маскулинное), опирающейся на математико-геометрические представления и закономерности, на мир чистых, отвлеченных, универсальных форм (конструктивизм). Концепция органического, или бионического (феминного), формообразования – это опора на имманентные и пластические законы природы (Ф.Л. Райт).

Таким образом, гендерная асимметрия, явившаяся основным фактором формирования традиционной культуры, и ее отражение в художественных образах материального компонента (метафора предметной среды) являются базисными в плане выхода на сущностное понимание проблемы гендера в современном дизайне.

Постмодернизм способствовал стиранию противоречий между мужским и женским (порядок – хаос и т.д.), изменению классических представлений о социокультурной и духовной сущности этих категорий, видоизменению игровой ориентации, приобретающей характер пуэрилизма (так назвал Й. Хёйзинга игру, характеризующуюся подростковой бездумностью и безответственностью), в том числе и в области гендерных отождествлений.

Говоря о постмодернизме, Г.Г. Курьерова солидаризируется с М. Ринальди и подчеркивает, что данное направление использует все те характеристики, которые можно оценивать как «женский» тип проектного мышления, обусловливающий состояние хронической неопределенности. Если предположить, что дизайн в эпоху «постмодернизма «говорит языком «слабой проектности»», то обозначен он будет «женским» проектным языком («радикальный эклектизм», «диалектное проектирование», «эмпиризм» – в противовес концептуальной умозрительности – Г.Г. Курьерова). Это тем более интересно, что сравнительно недавно психологи К. Хорни и Л. Иригаре сетовали по поводу засилья маскулинного, отмечая, что вся цивилизация вплоть до последних десятилетий ХХ века маскулинная.

Именно такой стиль мышления свойственен формирующемуся Новому дизайну (Италия, 1980-е гг.), «провозгласившему себя новым синтезом производства, проектирования, художественно-конструкторского образования, культуротворчества, коммуникации, репрезентации продукта дизайна» (Г.Г. Курьерова). Новый дизайн приемлет антисистемность или полисистемность мира, которые должно осваивать, пересматривая известные методы, законы, схемы и модели. Концепция нового типа строится по принципу доверия чувствам, эмоциям, интуиции, при этом допускается ее неполнота и ошибочность. В данном случае мы сталкиваемся с проектным мышлением «женского» типа: содержательно насыщенный чувственный образ не согласуется с рационально-логическим моделированием. В связи с этим А.Г. Раппапорт выделяет и объясняет феномен «второго» дизайна – женского, отличающегося от «первого» дизайна – мужского, технического.

Э. Манцини видит основное содержание проектирования в сознательном культивировании именно культурно-символической, метафорической, образной стороны человеческого мышления в противовес рассудочной, сосредоточенной в сфере технонауки. Постмодернистская концепция гендерного фактора в предметной среде предстает в нетрадиционных, неожиданных метафорах.

Гендерное выражение предметной среды постмодернизма можно охарактеризовать так:

- взаимодополняющая сущность, казалось бы, противоположных по своему значению объектов (данный тезис реализуется на выставке «Любовь и война: женщина в доспехах», Нью-Йорк, 2006);

- ирония над традиционной дихотомией мужского – женского что такое предметная среда в дизайне (вязаный «Феррари» Л. Портера, где вязание подано как нечто мужское и могущественное);

- эпатаж, игра («Дом супругов» А. Геррьеро);

право на имя автора – дизайнера, или, по Ю.М. Лотману, право на биографию.

В общем дизайн эпохи постмодерна подобен игре на границе между вымыслом и реальностью, демонстрацией и эпатажностью.

Проблема в том, что в современной культурной ситуации мы не можем принимать соотношение «мужское/женское» как нечто определенное и устойчивое. Подтверждением данного феноменом служит философско-психологическое исследование О. Вейнингера «Пол и характер» (1903г.), в котором вместо понятий «мужчина» и «женщина» употребляются абстрактные словесные формулы «мужественное» и «женственное». Такой взгляд на проблему перекликается с рассуждениями русского философа рубежа XIX-XX вв. В.В. Розанова.

Оксюморон «мужественная женщина» и «женственный мужчина» действительно значим в культуре, и предполагает культурологическую градационную систему выявления в человеке мужского и женского. Данное явление касается непосредственно дизайна, где проектирование предполагает работу с метафорическими смыслами.

Итогом первой главы диссертации является предложенная автором контекстная типология гендерного фактора.

1. В социологическом контексте адресатом проектирования является не реальный человек, а исполняемая им социальная роль. То, как именно мужчины и женщины играют свои роли, регламентируется стереотипами этнической и национальной культуры, нормами сложившейся цивилизации, обычаями эпохи.

2. Контекст географическо-климатический можно назвать априорным, поскольку он не требует каких-либо доказательств и подразумевает дифференциацию гендерных отношений в зависимости от принадлежности к той или иной расе, от географической идентичности. И именно благодаря своей априорности данный контекст способствует/ не способствует сохранению четкой гендерной дифференциации в культуре и в частности в дизайне.

3. Психофизиологический контекст в большей степени обусловливает рождение пластических образов и метафор. Функция и форма объектов предметной среды связаны с размерами и пропорциями тела человека – антропометрическими показателями, – эта тема широко изучена в дизайне, в психологии восприятия и инженерной психологии.

4. Контекст андрагогический (возрастной) также приобретает значимость в дизайне предметной среды гендерного содержания (а также при прогнозировании новых решений, обеспечивающих прочтение гендера в объектах современной дизайн-культуры), он необходим в плане учета социально-возрастных характеристик потребителя (в отличие от возрастных-антропометрических), мужчины и женщины.

5. В темпо-ритмическом (жизнедеятельностном) контексте следует рассматривать образ жизни, наиболее предпочитаемый мужчиной/женщиной (активный или пассивный), при этом доминирует физический или интеллектуальный труд, обусловливающий наполнение предметной среды.

6. На философский контекст опирается проектный концептуализм в разработке проектной метафоры; кроме того, дизайнер, претендующий на незаурядность мышления, всегда стремится обозначить свой проект как некую философию. Довольно часто в дизайне можно встретить такое осмысление гендерной ситуации (например, проектная метафора А. Геррьеро «Дом супругов»).

7. Выделенный ряд контекстов завершает культурный контекст, в частности семиотический, позволяющий рассмотреть гендерный фактор в знаковой системе культуры.

Различные аспекты, составляющие гендерный фактор, при создании предметной среды складываются в определенную проектную метафору среды, служащую в конечном итоге средством для создания предметной среды гендерной направленности.

Во второй главе «Семиотическая модель гендерного фактора в дизайне предметной среды» дается характеристика знаковой сущности дизайн-объектов гендерного содержания.

В современном дизайне любые его феномены, будь то проектное мышление или сам объект предметной среды, закреплены в знаках. Семиотика гендера в предметной среде представлена в виде трех моделей, отражающих подходы к анализу гендерного фактора в предметной среде. В описании этих моделей использованы данные специальных культурологических исследований, рассматривающих гендерные образы в культуре.

В первой модели отражена социально-функциональная дихотомия полов. Это дизайн, моделирующий запросы и образы предметной жизнедеятельности конкретного адресата: мужчины или женщины – проектные метафоры среды с ярко выраженным гендерным содержанием.
Вторая модель воплощает в себе образ общего пространства пересечения полов. Дизайнер учитывает гендерный фактор, но не направляет проектирование по линии гендерных установок конкретного адресата, либо заведомо учитывает и проектирует предметный образ «унисекса».
Третья модель строится по принципу элиминации (устранения) гендерных полов. В этом случае значима идея о возможном преодолении пола или своеобразном переодевании (так, в литературе это возможно в жанре травести). Для нас обладают первостепенной важностью объекты первой модели, поскольку она наиболее естественна и распространена в обществе, а также соответствует общепринятым нормам этики и эстетики (и, хотя данной логике подчиняется и существование второй модели, последняя не принимается в расчет только потому, что не дает материала для нашего исследования).

Рассматривая семиотическую природу гендера в дизайне, можно отметить, что в данном случае знаковость выявляется чаще всего в форме метафорического образа. Само понимание гендера предполагает его интерпретацию как культурного символа. По мнению большинства современных ученых, половые биологические различия людей, вторгаясь в область культуры, выявляют себя в основе метафорических гендерных различий.

Таким образом, природа гендера в дизайне объясняется вторичным (по отношению к изначальной роли предмета как явления материальной культуры) семиотическим смыслом, имеет значение узнаваемой образности в любом социуме, метафоричности. В свою очередь, гендерная метафора всегда скрыто или явно предполагает существование двух полярных объектов, то есть строится на контрасте.

Выявляя семиотическую природу гендера в дизайне, нельзя не обратить внимания на символы и архетипы. Рассматривая разделение труда по половому признаку с социокультурной точки зрения, можно говорить о возникновении гендерных отношений уже в древний период. На этой стадии развития выявляются два архетипа: «сильный мужчина» и «женщина-мать», что объясняется физиологическими различиями и различными ролями в семье-обществе. В отличие от женщин, сфера деятельности которых была ограничена и замкнута, мужчина осуществил творческий прорыв в предметную культуру, изготовил массу орудий труда, сделал гениальные открытия в областях, требующих значительных умственных способностей и большого технического опыта: лук, колесо, повозка, технологии обработки металла и т.п. К. Палья по этому поводу справедливо отмечает: «…Конструирование – высшая мужская поэзия. Останься цивилизация в руках женщин, мы все еще жили бы в соломенных крышах. Нахлобучив каску, современница просто вступает в изобретенную мужчинами концептуальную систему»1.

В истории проектной культуры также прослеживается связь с гендерными изменениями в обществе. Кардинальным шагом стал переход от ручного и механизированного труда к автоматизированному, что позволило женщинам участвовать во всех видах трудовой деятельности наравне с мужчинами.

Гендерный образ в современном социуме существует как эманация культурной памяти. Дизайн-объект, создающийся в рамках той или иной культуры, даже если он является продуктом эпатажа и культурной агрессии, всегда репрезентирует (положительно или отрицательно) тему культурной памяти. В свою очередь, культурная память базируется на высших духовных этико-эстетических представлениях о жизни человека – мужчины и женщины. Нередко дизайн-объекты являются гендерными на уровне замысла, они свидетельствуют о личной биографии, творимой дизайнером-творцом (личностное созидание смысла и авторское предъявление в проекте-поступке – эстетика смыслообразности В.Ф. Сидоренко). Создаваемая таким образом гендерная выразительность предметной среды связывается и с личностью дизайнера-творца (по Ю.М. Лотману – с биографией творца), и с новой, создаваемой биографией потребителя, в своем роде тоже творца.

Объекты предметной среды гендерного содержания можно поделить на три группы: с точки зрения преобладания формы (синтактический аспект), содержания (семантический) и практической (прагматический) ценности.

На уровне синтактики объекты дизайна принимают узнаваемый облик, ассоциирующийся с различными конкретными явлениями природы и социально-культурного бытия. Это объекты или их составляющие, в форме которых непосредственно заложен образ (силуэт) мужчины или женщины. Чаще всего подобные примеры встречаются в дизайне флаконов духов, ламп (например, в итальянской лампе «Macef» ясно прочитывается фигура женщины, а во флаконе «Solo, Loewe» узнается мужской торс).

На уровне семантики можно выделить следующую группу – объекты, в которых качества мужчин и женщин находят свое отражение в предметной среде, ассоциируясь с мужским и женским началами, и которые, в свою очередь, выражают общие для людей идеалы через эмоциональную выразительность художественного образа. Это объекты, в чей художественный образ привносятся духовные и душевные качества мужчины и женщины (сложная семантика, выражающая символическую ассоциацию мужского с рациональным, а женского с эмоциональным). Поскольку философское противопоставление мужского и женского, основанное на смысловой дихотомии, отражено в дихотомии форм (имеется в виду геометрический и органический стили в дизайне), отнесем данную характеристику к синтактике, как характеристике формы, и к семантике, как характеристике содержания.

Большее многообразие примеров женской метафоры по сравнению с мужской указывает на саму суть метафоричности, как женского способа изложения мысли, заключающуюся в стремлении к обогащению художественного – эмоционального, а не рационального в своей основе – впечатления. Хотя эти объекты и не вызывают прямой ассоциации с телом женщины или мужчины, но реципиент, в силу того что является человеком с культурной памятью, легко узнает то или иное гендерное начало. Так, в Кресле Getsuen дизайнера М. Умеда, имеющем форму лилии, легко узнается «женская» идея; женский образ также прочитывается в объектах, имеющих форму раковины или волны волос.

На уровне прагматики дизайн-объекты составляет неделимое целое с идеей существования человека. В этих объектах ярко выражается характерная деятельность мужчины или женщины и подразумевается физическая сила, необходимая для работы. В артефактах материальной культуры (орудия труда) прагматический аспект, безусловно, важен, но в современный век автоматизации он заметен только в инсталляциях, в целом же нивелируется.

Вышеуказанные способы смыслообразования дизайн-объектов гендерного содержания характеризуют ситуацию вплоть до середины ХХ века. Однако со второй половины ХХ века, в так называемую эпоху постмодерна, становится меньше возможностей выявления гендерной природы объекта, в связи с тем, что размываются рамки привычного восприятия мужской и женской оппозиции, как в смысловом, так и в пространственном (и в принципе, и в приеме) решении. Происходит смена полюсов: «мужские» объекты смягчаются, а «женские» приобретают уверенные, жесткие, нехарактерные для них формы. В целом проектирование построено на художественно-научном постижении мира, на концепции создания индивидуальной среды через образ жизни.

Таким образом, рассматривая принципы смыслоообразования дизайн-объектов гендерного содержания, приходим к выводу, что на уровне семиотической функции превалирует семантический аспект. Именно в данном случае можно говорить о гендерной метафоре предметной среды, приобретающей характер дихотомии. В современных условиях привычная дихотомия «мужское/женское» размывается, а противоположности в оппозициях нередко меняются местами.

Третья глава «Гендерный фактор в проектировании объектов предметной среды» посвящена проектным особенностям создания выразительного гендерного образа предметной среды.

В данной главе диссертационного исследования теоретически обоснованные принципы проектирования с учетом гендерного фактора спроецированы на дизайн-практику. Представим их описательную характеристику:

- принцип учёта культурной традиции и общечеловеческой ориентации в вопросах гендерных установок. В дизайне это обеспечивается явлением гендерной асимметрии (традиционное понимание роли полов), и его отражением в художественных образах материального компонента культуры (метафора предметной среды), посредством композиционных контрастов. Так, например, с учетом гендерного подхода «мужской» и «женский» дизайн предполагают ассоциативную связь всего мужского как геометрического и всего женского как органического (пластичного);

- принцип использования, предложенной в диссертационном исследовании, контекстной типологии гендерного фактора. Элементы предметной среды связаны не только структурной упорядоченностью, но и через категории ценности и ценностного отношения – с контекстами философии, психофизиологии, социальной жизни и культуры.

- принцип процесса реализации средств дизайн-проектирования в аспекте гендерного подхода. Таковыми являются визуальные средства: линия, форма, цвет, метафора, а также средства задействующие обоняние (запахи) и тактильно-кожные ощущения (фактуры). Последнее важно при проектировании объектов направленных на адресата – женщину, поскольку запахи и фактуры активизируют широкий диапазон ее эмоций и чувств.

- принцип выбора стилистической модели. Принцип совпадения форм жизни с формами проектного искусства соответствовал тенденциям общественной, в том числе гендерной практики, воплотившись в различных стилевых направлениях дизайна.

Гендерный фактор имеет стилеобразующее значение, что хорошо видно на примере различных культурных эпох. Так, стиль «классицизм» характеризуется понятиями «рационализм» и «парадность», выражая «мужское» начало. Напротив, стиль «рококо» – понятиями «утонченность» и «интимность», отражая идею «женского». Гендерная направленность наблюдается также и в стилях крупных художественных направлений («Браун-стиль» – «Оливетти», «Де Стейл» – «Мемфис», «Швейцарский стиль» – «Новый дизайн»).

Поскольку стиль может являться монументальной метафорой гендера, то гендерный образ предметной среды способен стать художественной парадигмой и стилем. Вместе с тем, выявлена корреляция между гендерным фактором и дизайн-проектированием: Влияние гендерного фактора часто происходит в сфере подчиненности конкретному стилю или стилевому направлению, например, теоретическое осмысление Нового дизайна и проектной концептуалистики 70–90-х гг. ХХ в., как новое проектное мышление. Определяющими чертами Нового дизайна явились органичность, жизненность, витальность, что способствовало развитию женской линии в дизайне.

Таким образом, в процессе дизайн-проектирования выбор стилистической модели с учетом гендерного подхода реализуется посредством цитирования, аллюзии, вариации или реминисценции стиля гендерной направленности;

- принцип наличия культурной памяти дизайнера. В дизайне объектов гендерного содержания личность самого дизайнера, его гендерные установки и способность критически-творческого осмысления гендерной ситуации играет первостепенную роль. Показателен в этом отношении пример личности Г. Шанель. Шанель изменила не одежду, а отношение женщин к одежде, убрав корсет не столько из женского костюма, сколько из женской головы. Можно опять-таки с уверенностью констатировать, что не только гендер движет проектированием, но и проектирование влияет на формирование гендерных установок.

Деятельность дизайнера в направлении гендерного проектирования становится особенно ответственной в контексте средового подхода, когда смещен фокус внимания дизайнера с самого дизайн-продукта на личность потребителя, которому он предназначен. В наше время профессиональному дизайнеру следует осмысливать проектную ситуацию, которая способствовала бы сохранению и развитию традиционной узнаваемости гендерных ролей. Таким образом, контакт дизайнера с потребителем, его самореализация как творца происходит как диалог с обществом потребления в том случае, когда дизайнер сам является носителем культурных значений и ценностей, а значит и активного отношения к другим культурным значениям и ценностям. Гендерная установка дизайнера направляет развитие дизайна, внося личностные характеристики; делает его ответственным за сохранение традиционных культурных кодов, культурной памяти;

- принцип проектного моделирования культурно-психологического типа потребителя. С необходимостью изучения образа потребителя дизайн-продукции предметной среды дизайнер постоянно сталкивается в процессе своей деятельности: ему приходится выявлять гендерные установки, которые объясняются и рядом психофизиологических особенностей потребителя.

Способность дизайнера выявить актуальный код «женского» в мужчине (или «мужского» в женщине) в моделируемом культурно-стилевом контексте является необходимым условием и критерием «хорошего» гендерного дизайна предметной среды. Типами персонажей в этом случае будут являться типы мужчин и женщин, выявленные нами во второй главе и условно названные женственная и маскулинная женщина, мужественный и феминный мужчина.

Взаимодействие мужчины и женщины с предметными контекстами создает определенные конфликты и средства для их решения – не случайно дизайнеру приходится периодически отождествлять себя с заказчиком (потребителем). И в этом случае срабатывает механизм личной гендерной причастности дизайнера, поскольку представитель конкретного пола лучше знает потребности других его представителей и способен на критически-творческое осмысление действительности;
- принцип трактовки гендера в предметной среде как своеобразной сценической площадки, предполагающей разыгрывание социо-культурных ситуаций. Для создания предметной среды с учетом гендерного фактора, под содержанием которой подразумевается метафора, важен метод художественного моделирования, основанный на творческом воображении, на собственной жизненной позиции авторов, на наблюдении ими гендерной реальности. В нашем исследовании он определен как метод художественного моделирования гендерных ролей.

Среди приемов художественно-образного моделирования одним из наиболее продуктивных в аспекте проблемы исследования является прием сценарного моделирования Использование данного приема позволяет создать целостное и наглядное представление об образе потребителя – мужчины или женщины. Так, моделируя предметную среду гендерного содержания, подключая свое творческое воображение, дизайнер выстраивает «сценарий» деятельности с мужчиной или женщиной в главной роли и продумывает соответствующую сценографию. Дизайнер должен иметь четкое представление о человеке, особенностях его поведения в конкретном средовом окружении и взаимодействия с предметным миром. Например, ритм жизни меняет женское пространство.

Наряду с методом художественного моделирования, существуют методы, для которых характерно представление о проектируемой среде, как о театре воображения, или дизайне-театре (В.Ф. Сидоренко). Проектными методами данного дизайна являются художественно-проектный парадокс, полистилистика, рационально-игровая конструктивность (Н.И. Барсукова), имеющими своей целью поиск нестандартных решений, необходимых в дизайне. Например, при ситуации сталкивания мужского/женского начал в рамках одной средовой композиции (проблема парадокса).

Тематические вариации на темы полов проявляют себя в ряде перформансов и характеризуются эпатажностью, провокационностью. В рекламных целях по сей день проходят перформансы, например, в связи с использованием sexvertizing (сексуальных триггеров) для продвижения какого-либо привычного продукта. Передача идеи «мужского/женского» осуществляется методом экспозиции концептуального пространства, где сама идея (концепция) важнее практической ее реализации в предметной среде. Примером служат объекты первых самостоятельных выставок искусства женщин, где средством художественного выражения стали «женские» традиционные техники: текстиль, вышивка и т.д.

Таким образом, данные принципы проектирования с учетом гендерного подхода будут способствовать созданию предметной среды концептуально осмысленного гендерного содержания, способствуя установлению роли мужчины и женщины в современном обществе.
В заключении обобщены результаты исследования и сделаны следующие выводы:

1. Анализ научных источников позволил уточнить сущность понятия «гендер» в дизайне как культурно-символического смысла, и метафорически связанного с художественно-образными аспектами проектирования, особенно актуальными в современной проектной культуре. В диссертации показано, что осевой темой исторических стилевых парадигм является гендерный фактор как «вечная» проблема поиска нового понимания (или обретения утраченного) культурного архетипа образа мужчины и женщины.

2. Создаваемая дизайнерами предметная среда отражает образ жизни социума – образ дома, семьи и взаимоотношений полов. Потому дизайн-проект должен осмысливаться в терминах гендерного подхода. Соответственно, дизайн-проектирование на основе гендерного подхода рассматривается как процесс преобразования предметного мира с учетом контекстной типологии гендерного фактора.

3. Установлено, что гендерная асимметрия является системообразующим (парадигмальным) принципом формирования традиционалистской культуры и, соответственно, художественного образа предметной среды как ее органической составляющей. Эта культурологическая интерпретация гендера как фундаментального принципа формообразования предметной действительности сохраняет свою значимость и для современного дизайна.

4. Доказано и подтверждено, что результативность и успешность дизайн-проектирования предметной среды обеспечивается совокупностью методов художественного моделирования и средств гендерной выразительности.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях автора:


В журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций:
1. Халиуллина, О.Р. Роль игровых потребностей детей в процессе формирования гендерного содержания дизайна среды / О.Р. Халиуллина. – М.: МГХПУ им. Строганова, 2009. – №2 – С. 224 - 232 (Реестр ВАК).
2. Халиуллина, О.Р. Гендерный подход в осмыслении проектной культуры Оренбургского края / О.Р. Халиуллина. – М.: МГХПУ им. Строганова, 2009. – №2 – С. 233 – 239 (Реестр ВАК).
3. Халиуллина, О.Р. Типология дизайн-объектов предметной среды по степени гендерной выразительности / О.Р. Халиуллина. – М.: Вестник МГУКИ, 2011. – №4(42). – С. 112 – 115 (Реестр ВАК).

4. Халиуллина, О.Р. Образно-эмоциональная характеристика линий / О.Р. Халиуллина // Композиционные чтения А. Коротковского: материалы Международной научно-методической конференции. – Екатеринбург, Архитектон, 2005. – С. 131 – 133.

5. Халиуллина, О.Р. Архетипы гендерных отношений в предметном мире / О.Р. Халиуллина // Вызовы XXI века и образование: материалы Всероссийской научно-практической конференции [Электронный ресурс]. – Оренбург, ОГУ, 2006.

6. Халиуллина, О.Р. Философско-эстетические проблемы проектирования объектов гендерного содержания в дизайне / Т.В. Бурлакова, О.Р. Халиуллина // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – №11 (61). – С. 76 – 83.

7. Халиуллина, О.Р. Использование гендерной семантики в создании сувениров декоративно-прикладного характера / О.Р. Халиуллина // Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна: межвузовский сборник научных трудов. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – Выпуск 2. – С. 124 – 127.

8. Халиулина, О.Р. Проблемы выражения гендерного содержания в исторических формах развития искусства / Т.В. Бурлакова, О.Р. Халиуллина // Вестник Оренбургского государственного университета, 2008. – №76. – С. 98 – 103.

9. Халиуллина, О.Р. Мужское и женское начало в образно-эмоциональной характеристике линий в графических изображениях / Т.В. Бурлакова, О.Р. Халиуллина // Теория и практика графических изображений: межвузовский сборник научных трудов МаГУ. – Магнитогорск, 2008. – Выпуск 2. – С. 66 – 68.

10. Халиуллина, О.Р.  Критерии красоты в дизайне и декоративно-прикладном искусстве / С.Г. Шлеюк, О.Р. Халиуллина // Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна: межвузовский сборник научных трудов МаГУ. – Москва – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – Выпуск 3. – С. 46 – 53.

11. Халиуллина, О.Р. Развитие гендерных представлений о традиционной среде жилища России / О.Р. Халиуллина // Теория и практика средового дизайна: материалы II Международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. – С. 71 – 74.

12. Халиуллина, О.Р. Использование научно-исследовательских диссертационных разработок в процессе обучения дисциплине «Основы проектирования оборудования архитектурной среды» по теме «Проявление мужского и женского в проектном решении мебели» / С.Г. Шлеюк, О.Р. Халиуллина. – Интеграция науки и образования как условие повышения качества подготовки специалистов: материалы всероссийской научно-практической конференции [Электронный ресурс]. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ. – 2008. – С. 204 – 209.

13. Халиуллина, О.Р. Гендерный аспект в изучении истории материальной культуры Оренбуржья (в контексте дизайна) / О.Р. Халиуллина. – Многопрофильный университет как региональный центр образования и науки: всероссийская научно-практическая конференция [Электронный ресурс]. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009.

14. Халиуллина, О.Р. Роль гендерного фактора в современной социокультурной ситуации дизайн-проектирования / О.Р. Халиуллина. – Тенденции развития социокультурного пространства: межвузовский сборник научных статей. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2010. – С. 35 – 40.



1 Родькин, П.Е. Экзистенциальные интерфейсы. Опыты коммуникативной онтологии действительности / П.Е. Родькин. – М.: Изд-во журнала «Юность», 2004. – С. 65


1 Палья, К. Личины сексуальности / Л. Палья. – Екатеринбург: У-Фактория: Изд-во Урал. ун-та, 2006. – С. 58.

с. 1


Источник: http://kz3.fatwords.org/safia/gendernij-faktor-v-dizajne-predmetnoj-sredi/main.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Предметно-развивающая среда в ДОУ. Воспитателям детских садов С чем носить женское пальто осенью


Что такое предметная среда в дизайне Что такое предметная среда в дизайне Что такое предметная среда в дизайне Что такое предметная среда в дизайне Что такое предметная среда в дизайне Что такое предметная среда в дизайне Что такое предметная среда в дизайне Что такое предметная среда в дизайне Что такое предметная среда в дизайне